Состоялся выход очередной ролевой игры с изометрической перспективой обзора камеры. Сразу навевает воспоминания о Baldur's Gate, Fallout, Arcanum и других представителях большого жанра. Pathfinder: Kingmaker предстаёт перед нами большой игрой с множеством нюансов и секретов, так что за прошедшее время я пока не исследовал всё досконально (и не берусь даже сказать, смогу ли в ближайшее время претендовать на звание знатока этой игры). Тем не менее, приобщиться к геймплею и мифологии этого мира успел, довольно много впечатлений также успел собрать и поэтому можно поделиться своим мнением об игре.
Разработчики Owlcat Games явно проделали прилежную работу по переносу настольной игры в виртуальный мир. К сожалению, я не знаком даже с настольной системой Dungeon and Dragons, с правилами расчёта игровых действий при помощи тамошнего кубика и другими особенностями механики этой ролевой игры. Определенно те, кому посчастливилось проходить Baldur's Gate или Neverwinter Nights (ролевые игры, основанные на каких-либо редакциях правил Dungeons & Dragons) будут лучше меня ориентироваться в Pathfinder: Kingmaker.
Перед непосредственным запуском новой игры предоставляют выбор уровня сложности. Сложность можно также настроить самым гибким и всесторонним образом - категорий опций очень много. Изначально я выбрал для себя нормальную сложность, чтобы было интереснее играть сталкиваясь с каким-то вызовом со стороны противников. Забегая вперёд отмечу, что потом пришлось всё же понизить эту сложность, чтобы получить себе больше скидок при расчётах шансов на успех всяких проверок действий героев и врагов. Но первую главу я смог пройти на нормальной сложности, так что полагаю, что опытные ролевики тем более должны справиться и удержаться всю игру до финала не прибегая к спасительным поблажкам.
Итак, сама игра начинается фактически с создания персонажа.
Изначально уже есть для выбора неплохой набор готовых характеров, которые могут представлять альтер-эго игрока, но если у нас есть генератор персонажа, то большинство из нас наверняка захочет при помощи этого редактора создать собственного героя.
И снова перед нами открывается очень много опций, так что глаза разбегаются по всем этим параметрам и кнопкам. Сразу хочется попробовать все варианты и посмотреть, какой получится в этом случае персонаж, на что он будет способен?.. Но это можно выяснить лишь в процессе прокачки развития, так что придётся начинать всё-таки с каких-то базовых основ. Если уже быть осведомленным об особенностях мира Pathfinder: Kingmaker, то можно придумать направление для своего ролевого отыгрыша. А вот я лишь дилетант в этом вопросе, поэтому стал создавать изначально человека и по классу воина.
Подробнее о расах следует завести отдельный разговор, конечно, и это лучше сделать в другой раз.
Характеристики здесь представлены вполне стандартным набором.
- Сила: насколько легко попасть и сколько урона вы наносите в ближнем бою; также влияет на переносимый вес;
- Ловкость: насколько легко попасть оружием дальнего боя; добавляет бонус уклонения к защите; спасброски реакции;
- Выносливость: определяет количество очков здоровья; спасброски стойкости; не рекомендуется делать эту характеристику ниже 10 (см. "смерть" в основах боя);
- Интеллект: влияет на заклинания мага и магуса;
- Мудрость: влияет на заклинания жреца и друида; спасброски воли;
- Харизма: влияет на заклинания барда и колдуна;
После этого можно выбирать навыки, такие как атлетика, плутовство, убеждение и другие.
Если рядом с навыком есть зеленая галочка, то она обозначает особую важность для вашего класса героя.
При выборе класса внизу будет находиться график прогрессии уровня. В Pathfinder доступны мульти-классы (то есть можно смешать прокачку из способностей воина и жреца, или воина и варвара и так далее). Престиж-классы можно разблокировать только после выполнения требований (перечисленных при наведении курсора мыши).
Ролевая система заслуживает ещё отдельного изучения и расследования. Поэтому пока не буду много о ней писать.
Из личного опыта: так как у нас есть партия, то не стоит размазывать своего героя по всем возможным навыкам и способностям. Следует сосредоточиться на его специализации, чтобы он был сильным в определенных позициях. Например, пусть главный герой будет лучше всего убеждать и тем самым возьмёт на себя все конфликты и проблемы в диалогах, которые можно решить при помощи дипломатии. Другой герой из партии игрока будет ловким и ему можно поднять навык плутовства, что позволит обезвреживать ловушки и вскрывать запертые двери и сундуки. И так организовать стратегию своего развития по всем остальным игровым ситуациям.
Ещё один непростой вопрос - выбор мировоззрения. Лично мне непривычно, что в ДнД-подобных играх надо с самого начала определять наклонности своего персонажа в вопросах морали, добра и зла. Мне всегда больше нравилась ситуация подобная Fallout: начинать героем нейтрального характера и постепенно, своими поступками и выборами по ходу прохождения сюжета и выполнения поручений обитателей мира, лепить из него добряка или плохиша. Плюс к этому зарабатывается репутация и степень известности в мире. Но в Pathfinder: Kingmaker требуется указать мировоззрение героя.
В дальнейшем оно будет давать о себе знать в тех или иных случаях: какая-нибудь реплика в диалоге будет доступна только законопослушным персонажам, сделать выбор в стороне конфликта сможет только нейтральный герой и тому подобные нюансы. По правде сказать, обнаружить, что я накладываю на себя такие стесняющие рамки было не очень приятно. Одно дело отказаться от каких-то возможностей прохождения игры из-за недостатка опыта и прокачки героя, и другое по причинам сценарной привязки этих возможностей к мировоззрению героя. Но это лишь моё мнение.
Первая глава начинается в роскошном замке. Игрока с ходу вводят в курс дела: намечается командировка в некие неспокойные земли местного континента и там потребуется уничтожить особо свирепую банду во главе с их атаманом Рогачом. Успех в выполнении этого задания награждается титулом барона и назначением на должность управляющего собственными владениями!
Очень заманчиво.
Здесь же игрок познакомится с одной из будущих спутниц, полуросликом Линдзи. Она бард и хочет написать книгу про настоящего героя, ей приглянулся наш герой и она спешит стать его личным биографом. Почему бы и не принять к себе?.. На первых порах природная ловкость Линдзи будет выручать игрока, если он не сделал себе вора: обезвреживать ловушки или выполнять иные действия на карте, требующие большой ловкости.
А ночью совершится нападение на нашу стартовую локацию. Таким образом, пролог сразу позволяет обучить игрока основам боевой системы игры и вдобавок динамичным ходом событий знакомит с другими персонажами и позволяет герою заработать кое-какие трофеи и опыт.
Примечание: похоже, что устраивать нападения на стартовые локации - это фирменная черта подобных партийных ролевых игр.
В игре встречаются ситуации, к которым надо относиться внимательно. Например, у нас может появиться спутник, эльфийка-вампирша Джейтал. К моменту её присоединения к партии у меня уже была привычка устраивать массовые заклинания лечения всей команды (чтобы не возиться с эффектом, направленным на одну цель). Оказалось, что лечение - это позитивная энергия и оно наносит урон нежити, а Джейтал как раз является нежитью. Поэтому, чтобы поправить её здоровье во время боя, требуется наоборот - применять заклинания, которые причиняют ущерб живым персонажам.
На выполнение задания будет отведено ограниченное время, 90 дней. Вообще-то, неприятно видеть тикающий таймер и чувствовать необходимость куда-то спешить, вместо того чтобы неспешно исследовать карту мира и выполнять побочные задания. Вот только тут такая штука, что это времени более чем достаточно! И спешить как раз не следует. Я имел несчастье поторопиться с этим заданием и моя партия успела прокачаться лишь до четвертого уровня (каждый персонаж). Позднее, во второй главе, я стал сталкиваться с такими сражениями, что не получалось никак извернуться и выдержать до победного конца: в итоге все персонажи падали в изнеможении на землю. Тогда и пришлось понизить уровень сложности, что оказало заметный эффект на ход боя.
Зато я смог увидеть второй слой игры - стратегический. Эта сторона Pathfinder: Kingmaker открывается после присуждения баронского титула и обретения власти над собственными владениями. Тут-то игра раскрывает новую глубину и разнообразие геймплея, что поневоле забываешь о партийной ролевой части. Хочется сидеть в своей резиденции и проматывать время, наблюдая как выполняются приказы, отстраиваются здания в поселении и развивается владение. Но нет, на самом деле задача игрока не сводится к превращению в феодального менеджера: по-прежнему можно продолжать героические путешествия своей партией, прокачивать героев и собирать артефакты, выполнять квесты. Просто теперь задачи связаны с обеспечением благополучия своим владениям. Периодически надлежит возвращаться в свою резиденцию, чтобы принимать посланцев, ожидающих аудиенции для решения каких-то вопросов. Кстати, выясняется новая польза от сопартийцев - их можно назначать на посты своих помощников по управлению владениями.
Вот такой, по-настоящему большой, оказалась новинка ролевого жанра от студии Owlcat Games. Плюс ко всему ещё и со стратегической частью игрового процесса.
Я ничего не стал говорить о технических проблемах, так как мне по-видимому повезло: я не столкнулся до сих пор ни с какими проблемами, о чем полно жалоб на форумах и в отзывах на игру в Steam. Очень жаль, что оценки новинки страдают от подобных неприятных замечаний. Единственное, на что могу пожаловаться - это неработающий оверлей Steam, без которого не слишком удобно делать скриншоты.
И даже смена времен года имеется, не говоря уже об обилии скрытых таймеров. С наступлением зимы все локации запорошит снегом вроде как. Довольно немногие из них значатся в журнале. Вообще на удивление добротная игра и даже корявую локализацию отечественные разработчики все же поправили в большинстве своем.
Плюсатор Turelio 27
Интеллект: влияет на заклинания мага и магуса;
Ещё он влияет на урон от бомб алхимика.
Я имел несчастье поторопиться с этим заданием и моя партия успела прокачаться лишь до четвертого уровня (каждый персонаж).
Я прокачался до 5, это нифига не изменило ситуацию.
По-моему, престиж класс можно брать с 1 уровня.
Заметные отличия правил от ДнД:
-нет штрафа за прокачку только одного класса из всех мультиклассов. В ДнД был штраф при разнице 3 и более уровней.
-Шкала опыта одинакова для всех(не знаю, баг или фича, у алхимиков с 6 на 7й требуется примерно на 40 опыта больше, чем остальным). В ДнД разные классы имели разную шкалу уровней.
-Введены вторичные навыки(атлетика, внимание, плутовство), которые проверяются вместо первичных (сила, ловкость, интеллект).
-Избавились от ненужных, на мой взгляд, карманных краж.
-Появилось множество престиж-классов, включающих в себя те или иные воровские умения.
-Появился новый класс - алхимик, усиливающий себя и пати(при наличии соотв. черты) мутагенами и заклинаниями.
-У вора остался единственный уникальный навык: удар исподтишка(хотя есть престиж-классы, умеющие атаковать исподтишка, в частности - вивисектор, разновидность алхимика), за всё остальное отвечают вторичные навыки "Плутовство" и "Скрытность".
Я пока брожу по второй главе и вижу сырость игры: совершенно дурацкий интерфейс заклинаний, будто бы предназначенный для мобилок(до 3х уровней выпадающих меню для одного заклинания без возможности вызвать его в 1 клик/хоткей и также свернуть - перебор). Много проблем с переводом(то, что в английской версии логично, в русской порой искажено до неузнаваемости). Порой встречаются вообще не переведённые слова. Названия территорий не переведены, отсюда непонятки с квестами. Совершенно не продуманная градация сложности(нет, пользовательские настройки не помогают): для самого лёгкого характеристики мобов равны им же из рулбука, для нормала, они выше. Т.е. тут легко можно встретить одного паука "по цене 10". Т.е. вместо того, чтобы менять мобов для разной сложности, или хотя бы менять их количество, в игре тупо в разы увеличивают им характеристики. Кроме того, стандартная ситуация в бою: 100500 промахов, затем 1 крит на пол-жизни, а то и ваншот. Заклинания промахиваются мимо цели! оО (я не помню такого в ДнД)
Число спутников очень и очень ограничено(кажется, всего 10 спутников в игре), при этом, они будут автолевелиться пока ты их не встретишь, отсюда многие проблемы, к примеру, хотел ты сделать вора дуалом в файтера, к примеру, а фиг тебе - встретишь вора на 9м уровне, у него тоже будет 9 лвл, будет ли смысл дуалить - большой вопрос! Ты не распоряжаешься развитием персонажей до того, как они вступят в твой отряд. Возможность сбросить уровень отсутствует вообще.
Игра вызывателем(мой любимый класс во всех играх) - боль. Ты не только не можешь управлять призванными мобами, но даже не видишь их портреты, должен сам следить за их состоянием, что в пылу боя совсем не тривиально! Прошло 20 лет с выхода первого Балдура, в партийных РПГ призванные существа как не умели, так и не умеют менять локацию.
В других играх взлом замков можно было повторять несколько раз, пока не повезёт или не исчерпается лимит проверок. Здесь лимит - 1 проверка на персонажа, что выглядит странным.
Большая претензия к логу боя. Расчёт удара спрятан, чтобы его посмотреть, надо навести на результат. Никакой возможности его включить в лог нет. Когда исчезают призванные существа(как правило, через 6 сек * уровень мага), ты не видишь этой информации вообще. Формально, в настройках есть опции паузы чуть не на каждое важное действие, однако, в логе совершенно не отражено, по какой причине она включилась!
Переход из локации в локацию сделан по-старинке, а-ля Балдур. Зону можно покинуть лишь в определённых местах. Это было бы обосновано для разного рода пещер и подземелий, но никак не для открытой местности/столицы.
Теперь о производительности. Хм, запуск игры с ССД занимает около 1,5 минут, загрузка игры/локации около 40-50 сек, блин, Ведьмак и Кингдом Кам летают, отнимая на порядок меньше времени, чем Патфиндер. Как так-то?
Я обнаружил некоторое количество незначительных геймплейных багов и недоработок, мешающих собственно отыгрышу, но не прохождению (а-ля, провалил все проверки, но событие случилось или выполнил действие, но не выслушал предысторию, а тебе рассказывают о последствиях действия, будто бы ты все диалоги прочитал).
Да, ещё у меня была проблема
Я считаю эту ситуацию огромной ошибкой геймдизайна. В первой же главе заставлять принудительно искать не пойми кого, не пойми где(привет лохализаторам), не пойми зачем. Да ещё и существенно затруднять прохождение.
Люди жалуются на невозможность пройти после 4й главы, я пока не дошёл, ничего не могу сказать.
В общем, на данный момент покупка игры преждевременна, народ советует ждать первое ДЛЦ, лишь потом покупать.
Я же играю в йо-хо-хо версию, о чём ничуть не жалею(разве что патчи позже получаю).
Геймер Simfono 48
Да, совет тем, кто ещё не начал играть. Берите алхимика, если хотите, чтобы жизнь была если не мёдом, то хотя бы хлебом с маслом. Просто этот парень никогда не промахивается полностью, он попадает хотя бы сплешем от бомбы и пусть поначалу у него маловато бомб, кажется, всего 9, лучше лишний раз отдохнуть, чем мучаться, глядя как файтеры обвешаные лучшей бронёй, имеющие лучшее оружие, кучу бафов промахиваются раз за разом по мобам на 3-4 уровня ниже их, при этом периодически получая урон на треть от общего ХП. Я взял в пати алхимика, которого встретил во второй главе и сделал из Джейтал дуал: инквизитор/бомбардир(просто больше не было героев 1 левела), так бы ни в жисть не взял ивила в пати. Так вот, это Хиросима и Нагасаки в одном флаконе, особенно против мелких мобов, да и против крупных - что может быть приятней, чем самовозгорание от вступление в сплеш брошенной бомбы?
В отличие от магов, алхимики на 2м левеле получают автоматически черту, позволяющую им бросать бомбы без зазрения совести, не раня союзников. Если же вы попробуете бросить файрбол, соратники вас "проклянут" и будут абсолютно правы ;)
В общем, маг довольно ущербный класс в этой игре. А уж призыватель, так вдвойне(особенно с учётом на запрет на школу ударных заклинаний; да-да, это первая игра в которой маг может не уметь запускать волшебную стрелу, ибо эта школа под запретом). Может, позже он раскроется, но пока до 8 лвл так.
ЕМНИП, в ДнД магу-специалисту была запрещена лишь 1 школа, в Патфиндере их уже 2. :(
Геймер Simfono 48
Очень. Прям очень-очень раздражает, что первый встречный-поперечный вешает снижение характеристик. Не так, как в Балдурах-Неверах, временно, на 1-2 единицы, а перманентно на 2-5 единиц за раз. Мой "рекорд" -7 единиц за бой. Оно, конечно, восстанавливается после отдыха, но всего на 1 единицу. Альтернатива - заклинание/свиток/бутылка восстановления, но это выливается либо в длительное ожидание(первое восстановление появляется на 3 или 5 уровне клирика, восстанавливает 1-4 единицы, чаще - 1-2) или в кучу денег. Не редки случаи, когда теряешь сразу 2 характеристики, к примеру, силу и ловкость.
Геймер Simfono 48
Simfono писал:
Очень. Прям очень-очень раздражает, что первый встречный-поперечный вешает снижение характеристик. Не так, как в Балдурах-Неверах, временно, на 1-2 единицы, а перманентно на 2-5 единиц за раз. Мой "рекорд" -7 единиц за бой. Оно, конечно, восстанавливается после отдыха, но всего на 1 единицу. Альтернатива - заклинание/свиток/бутылка восстановления, но это выливается либо в длительное ожидание(первое восстановление появляется на 3 или 5 уровне клирика, восстанавливает 1-4 единицы, чаще - 1-2) или в кучу денег. Не редки случаи, когда теряешь сразу 2 характеристики, к примеру, силу и ловкость.
4lvl заклинаний у жреца имеется защита от смерти. Вешающая иммунитет к выкачиванию уровней и характеристик. В вообще да, не самая интуитивная система. А вообще, в отличие от прочих игр тут на уровне сложности выше нормального без бафов вообще не выжить. К счастью, большинство из них висит часами, ну или хотя бы около 10 минут.
Плюсатор Turelio 27
Turelio писал:
4lvl заклинаний у жреца имеется защита от смерти. Вешающая иммунитет к выкачиванию уровней и характеристик. В вообще да, не самая интуитивная система. А вообще, в отличие от прочих игр тут на уровне сложности выше нормального без бафов вообще не выжить. К счастью, большинство из них висит часами, ну или хотя бы около 10 минут.
4 лвл заклинаний, это 7й уровень персонажа. А вредные твари, выкачивающие характеристики появляются уже на 2м. Нет, я как бы не возражаю против такой способности, но с ограничениями: они не должны стакаться, не должны отнимать больше 2-3 единиц, должны ограничиваться по времени, скажем 10 минутами максимум. Перманентные должны появляться уровня после 10, не раньше.
Из нормальных бафов только усиление характеристики(бычья сила и т.п.) висит час за уровень. Всё остальное, как правило, 1 раунд(6 сек) за уровень, т.е. де-факто 1 бой.
Геймер Simfono 48
Насколько я помню, почти все, кто сжирает характеристики, появляется не раньше второй главы. Честно говоря, вообще не ощущал проблемы с пожиранием характеристик. Разве что из-за виверн, которые сжирают выносливость. Ну а в сюжетных заданиях вообще не помню сложностей в этом плане, хотя, я пока еще только до охоты дошел. Ну и да, не знаю, как можно играть без коры, маг доспехов и того же сопротивления стихиям, размытия, героизма. Вообще, обычно, у меня большая часть партии ходит под баффами по самое не балуй.
Плюсатор Turelio 27
Сороконожки появляются ещё в первой главе, они-то, основные "высасыватели".
Почти все бафы, что ты перечислил появляются с 7 уровня персов. Магические доспехи только слот занимают. Воинам от них ни холодно, ни жарко, а если воины помрут, магов те не спасут.
Геймер Simfono 48
Кто-то заморочился и посчитал, что для управления столицей надо пройти через
7 кругов ада~14 экранов загрузки.The Throne room to get the interaction between me and an event.(Тронного зала, чтобы разрулить важные события в катсценах)
Load the Kingdom screen to assign advisers.(экрана управления королевством, чтобы назначить советников)
Load a village map to spend my accumlated points.(экрана строительства)
Load the kingdom screen.(экрана из п. 2)
Load another village to put in a new building.(ещё один экран строительства в другой деревне)
Load Kingdom screen.(п.2)
Finished what I needed to do, load throne room.(Тронного зала)
Load city map. Need to go to tavern to talk to an NPC.(экрана центра города; мне срочно надо пойти в таверну, перетереть кое с кем)
Load Tavern screen.(экран таверны)
Finished, load city map.(центр города)
Load main map(глобальная карта)
Have a notification of an event in kingdom management screen.(вау, пришло сообщение о новом событии в экране управления королевством)
Load kingdom management screen. Its just telling me I interacted with people, LOL.(экран управления королевства)
Load Main map.(глобальная карта)
Геймер Simfono 48
Насчет экранов загрузки согласен. Тот еще ад. Особенно когда лично посещаешь столицу, а потом еще в какую-нибудь таверну зайти нужно.
А вот высасывание характеристик по мне ударило только ко времени появления виверн. Те же сороконожки по танку не попадали, наверное, поэтому и не случилось прочувствовать, это при том что я начинал играть дважды, сначала за алхимика, а потом за дру, доходя в первом случае до троллей.
Да и вообще, свитки большого и малого восстановления не так уж дорого продаются у торговцев. Ну и да, все бонусы от заклинаний небольшие, но в совокупности они позволяют сделать танка почти непробиваемым, за исключением рандомных критов.
Хотя, нужно признать, в большинстве игр мобы не вешают постоянных дебаффов от слова совсем или же крайне редко их вешают, как в том же BG.
Плюсатор Turelio 27
Меня в одной битве дриада убила высасыванием стойкости. Высасывала, высасывала, более 10 стойкости забрала, хар-ка упала до 0, перс умер. Так это я нормале играю.
--------
Полезные моды для игры:
ставятся через "мод-менеджер "
1) Мод на реролл персонажа. Для тех, кто зафейлил развитие персонажа или пропустил кастомные портреты.
2) Мод на ускорение движения вне боя. :
3) Выход на карту мира по хоткею для тех, кто задолбался бегать из тронного зала.
Все моды настраиваются через UI мод-менеджера. Сама утилита вызывается по CTRL+F10 и предельно проста в освоении.
Геймер Simfono 48
Вот что ещё не нравится: Бестиарий! Блин, они бы у Ведьмака поучились его составлять. Одна вода, никакой полезной информации.
Геймер Simfono 48
Simfono писал:
Выход на карту мира по хоткею для тех, кто задолбался бегать из тронного зала
Полезные штуки.
Впору свой собственный пост опубликовать :) Материала много.
Автор Textoplet 64
Textoplet писал:
Впору свой собственный пост опубликовать :) Материала много.
Это просто "а поговорить?" :D
Ты прошёл уже? Я вот только в третью главу перешёл.
Планировал написать впечатлений пост после того как пройду, но раз ты опередил, то и заморачиваться не стану. :)
Геймер Simfono 48
Simfono писал:
Это просто "а поговорить?" :D
Ты прошёл уже? Я вот только в третью главу перешёл.
Планировал написать впечатлений пост после того как пройду, но раз ты опередил, то и заморачиваться не стану. :)
У тебя всё же конкретики больше получилось. Формулируешь замечания по игре удачнее. Я как-то поспешил с этим, жаль так по моей заявке блог не появился у игры. Я хотел на сайте поддержать актуальные темы.
По примеру Loot Hunter стал писать не рецензию, коль скоро я игру не закончил ещё, а именно такой вот очерк впечатлений. Предварительный.
Автор Textoplet 64
Рекомендовано.
Геймер Гомер 59
Пошаг ввели.
Автор Andrew_Merron 34
Andrew_Merron писал:
Пошаг ввели.
Давно есть качественный мод на пошаг. Им и вдохновлялись (и брали некоторые механики у автора) Совокоты. По трейлеру, народ недоволен показанным интерфейсом для пошага, говорят, в моде он лучше сделан.
Геймер Simfono 48